27.05.2010

3.11.3.СЭ. Оптимальные техники работы

Нигде, ни в школе, ни в университете, нас не учили тому, как эффективно изучать материал и какие техники работы являются наиболее эффективными. Ответственные за это, кажется, думают, что это все у нас в крови. Но это не так, и поэтому приходится через пробы и ошибки самому выяснять, как следует работать оптимально. При этом, конечно, допускается много ошибок, иной человек не совсем осознает, что он их допускает, часто удивляется, почему у него плохие результаты, хотя он и не глупее, чем его сосед, и даже больше времени потратил на подготовку, чем тот.
Правильная техника работы помогает сэкономить время и сохраняет нервы. Если известны принципы психологии обучения, о которых мы еще будем говорить, и они правильно применяются, тогда намного легче происходит и восприятие материала, и его сохранение.

Психологические предпосылки улучшения запоминания
Психологи открыли целый ряд предпосылок, которые позволяют легче что-либо запоминать:
1. Вы запоминаете лучше то, что Вы понимаете. Материал, который Вы не понимаете, но тупо осваиваете на память, Вы, конечно, усваиваете значительно хуже, чем учебный материал, содержание которого понимаете. Не учите ничего механически на память. Попытайтесь изучаемое понять и найти собственные формулировки и обобщения.
2. Вы запоминаете лучше, если изучаете что-то чаще, но в меньших дозах. Лучше ли каждый день учиться 30 минут, чем в день подряд 8 часов? Да! Лучше время для изучения материала поделить на разумные временные отрезки и каждый день осваивать его малыми порциями, чем пытаться в короткий промежуток времени впихнуть весь материал. Исследования показали, что таким способом изучаемый материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Вы учитесь успешней, если не позже, чем через день, повторяете материал и затем с удвоенными интервалами повторяете так долго, пока не сможете достаточно удовлетворительно воспроизвести его.
Техника, состоящая в том, чтобы материал, который Вы только что выучили, сразу же непосредственно после этого пытаться повторить, чтобы лучше его запомнить, является неэкономичной и улучшает успехи нашей памяти в очень незначительной степени. Вместо этого учите материал до того момента, пока вы его не усвоили. Затем отложите его в сторону и повторите на следующий день.
3. Вы усваиваете быстрее изучаемый материал, если постоянно проговариваете его вслух.
Вместо того чтобы снова и снова прочитывать, лучше прочитывая громко повторить, прежде чем Вы сделаете перерыв или прекратите изучение. Тем самым Вы внесете больше смысла в учебный процесс и облегчите процесс воспроизведения.
4. Вы запоминаете что-то лучше, если повторяете это как нечто целое, чем когда раскладываете на части и каждую часть усваиваете отдельно. Абзац легче усвоить, когда вы его усваиваете как нечто целое, а не когда повторяете строчка за строчкой.
5. Позитивная установка стимулирует запоминание. Вы можете усилить веру в свою память, если будете постоянно говорить: "С каждым днем я вспоминаю все лучше и лучше". Если Вы внушаете себе, что у Вас плохая память, что Вы не можете ничего запомнить, что Вы быстро все забываете и т.д., то тогда ваша память как бы получает установку и действительно плохо справляется с тем, что нужно запомнить.
6. Высокая мотивация обучения оказывает очень большое влияние на память. Если Вы интересуетесь тем, что изучаете, то Вы запоминаете значительно лучше. Материал, который Вас не интересует, тем более вызывает отвращение, Вы и хуже усваиваете, и с большим трудом запоминаете.
7. Вы усваиваете быстрее и долго сохраняете материал, если регулярно делаете маленькие перерывы.
Есть студенты, которые учат непрерывно 5 часов и более один и тот же материал. Это очень непродуктивно, поскольку нарастает психическое утомление и сильно ослабевает способность к концентрации, даже если Вы субъективно ощущаете, что еще можете продолжать успешно что-либо изучать. Субъективное впечатление обманывает.
Из психологических исследований известно, что наиболее благоприятно делать каждые 30 минут короткий перерыв на 2-3 минуты, во время которого можно себя немножко физически встряхнуть — потянуться, открыть окно, заглянуть в какой-нибудь журнал. После приблизительно 1 часа занятий нужно сделать паузу более длительную, приблизительно 5 минут, во время которой можно что-либо попить или поесть.
Если работа продолжается многие часы, то после двух часов работы следует делать паузы от 20 до 30 минут, во время которых уже можно заняться более основательно чем-нибудь, например, прогуляться и т.д. После рабочей фазы длительностью 4 часа необходимо более длительное отключение от занятий. При планировании работы на день нужно обратить внимание на то, чтобы эти более растянутые паузы совпадали с обедом, это особенно важно, поскольку самая низкая точка индивидуальной способности к освоению — после обеда.


Психологические знания о том, как улучшить концентрацию внимания
1. Если Вы во время занятий используете всегда определенный стол, определенный стул, то Вам со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Работайте всегда в определенном месте и не меняйте его.
2. Частой причиной плохой концентрации является слабая мотивация или вообще ее отсутствие. Проверьте вашу мотивацию, когда Вам трудно сосредотачиваться. Почему Вы готовитесь к экзамену? Видите ли Вы какой-нибудь смысл в этой подготовке и в Вашем образовании? Одна из возможностей мотивировать себя состоит в том, что Вы постоянно помните те преимущества, которые принесет успешная сдача экзамена.
Вообразите себе, какие положительные изменения наступят, если Вы успешно выдержите экзамен. Это будет мотивировать Вас к подготовке к экзамену. Если Вы хотите получить водительские права, то Вы, конечно, можете себе вообразить, насколько мобильнее Вы станете благодаря автомобилю, куда Вы сможете поехать, не будучи привязанным к расписанию поездов, автобусов, трамваев (выпуск 3.10).
3. Если во время работы постоянно будут возникать мешающие вам мысли, то Вы должны использовать метод преодоления этих мыслей (выпуск 2.07), их фиксации. В определенный, ограниченный во времени, момент займитесь ими и интенсивно додумайте их до конца. Благодаря этой стратегии вы сумеете контролировать свои мысли. Часто эти мысли относительно быстро додумываются до конца, поскольку оказывается, что ничего новенького не приходит в голову или вы находите решение.
4. За неделю до экзамена вы не должны учить что-либо новое. Последняя неделя должна быть использована только для повторения. Почему? Потому что непосредственно перед экзаменом имеет место опасность, что Вы обнаружите пробелы в знаниях, Вас охватит паника, и тогда это грозит и тому, что Вы уже изучили. Неделя до экзаменов оказывается не очень благоприятной для восприятия и концентрации на новом материале.