16.05.2010

1.03.2.СЭ. Причины предэкзаменационного страха

Почему именно я испытываю страх перед экзаменами?

"Чем дальше, тем лучше. Значит, это мои боязливые мысли являются причиной того, что я испытываю страх перед экзаменами. Но почему именно я так мыслю? Ведь есть люди, которые думают совершенно по-другому?"

Ответы на эти вопросы находятся в вашем детстве. Вы научились в определенных ситуациях реагировать так и только так.

Страх перед экзаменами и родительский стиль воспитания

Научные исследования показали, что родители боязливых детей меньше разговаривают с ними и меньше думают об их эмоциональных потребностях. Главную свою задачу они видят в том, чтобы указывать детям, что хорошо и что правильно. Они подавляют любознательность детей и их чувства, обращая внимание прежде всего на оценочные аспекты и нормы. Нередко они слишком многого требуют от детей и недостаточно учитывают их способности.
Родители мало поддерживают детей как словом, так и практически, зато чаще наказывают за нереализацию ожидаемых от них уровней успеха. Так дети учатся оценивать себя через образцовость. Если они все правильно и хорошо делают, то это соответствует представлениям их родителей. Они усваивают, что плохо, если они допускают ошибки, и что поэтому родители их порицают. Позже они сами перенимают роль родителей и порицают самих себя, если их постигает неудача. Они переживают любую неудачу как личную угрозу. Они опасаются что-то сделать не так, быть неуспешными и тем самым упасть в глазах других людей (первоначально этими другими были их родители).

Страх перед экзаменами и личность родителей

Если родители испытывают большой страх перед экзаменами или перед авторитетами, то ребенок тоже учится оценивать такие ситуации как опасные. Он перенимает опасения родителей, видя, как они реагируют на ситуации, и подражает им.

Страх перед экзаменами и опыт детства (юности)

Сегодняшние оценки и связанные с ними чувства обусловлены также приобретенным опытом сдачи экзаменов в детстве и в юности. Какой Вы приобрели опыт, связанный с экзаменами, которые сдавали раньше? Были ли Вы высмеяны, когда в первый раз выступали с докладом перед аудиторией? Свидетельствует ли Ваш опыт, что Вы никогда не сумеете справиться с ситуацией экзамена? Или что не следует хорошо готовиться к экзаменам, так как экзаменаторы в большинстве своем несправедливы?
Есть ли у вас такой опыт, когда Вы не смогли справиться с неудачами? Было ли такое, что Вы провалились на чем-либо и Вы не можете себе этого простить? Не могли ли Вы вообще спокойно спать накануне контрольных работ? Тогда очень большая вероятность, что Вы научились смотреть на экзамены, как на что-то очень опасное, и теперь уже взрослыми испытываете панический страх перед ними.

Или Вы научились, как готовиться к экзамену и как настраивать себя на это? Приходилось ли Вам чувствовать себя довольным после экзамена и гордиться проделанной работой? Были ли преподаватели по отношению к Вам справедливы и корректны? Был ли у Вас опыт безуспешного экзамена, но который Вы выдержали после второго захода? Была ли у Вас возможность убедиться, что экзамен не решает, являетесь ли Вы хорошим или плохим человеком?
Убедились ли Вы, что после экзамена все кажется не таким плохим, как Вам казалось до этого? Была ли у Вас возможность убедиться, что Ваши родители, даже в случае вашей неудачи, все же Вас понимают и дают возможность почувствовать, что они Вас любят? Хвалили ли Вас родители, когда Вы это заслужили и когда Вы вдруг просили о помощи? Если так, то для Вас сегодня экзамен не представляется дамокловым мечом и Вы пойдете на него относительно уверенно и в довольно спокойном расположении духа.

Страх перед экзаменами и общественные нормы

В нашем обществе господствует представление, что преуспевающие люди являются счастливыми. Чем больше у кого-то успехов, тем выше его значение в обществе, тем больше он зарабатывает, тем больше он может себе позволить. Аспект успеха слишком доминирует и это приводит к конкурирующему мышлению и пренебрежению к контактам и творчеству. Проблема и в том, что не всегда имеет место постоянный рост числа мест обучения и работы. А если речь идет о высококвалифицированной работе, то мы еще сильнее стараемся успешно сдать экзамены. Одновременно возникает страх быть обойденным другими или быть использованным другими в связи с имеющимися слабостями. Это приводит к изоляции и явному дефициту дружеских контактов.

Поэтому кое-кто учится больше не потому, что ему доставляет удовольствие получать много знаний, а потому что он должен выдержать экзамен и получить связанные с этим преимущества. Он получает от общества в качестве компенсации социальное признание и деньги. Интерес к дискуссиям, выходящим за пределы учебного материала, и к вопросам, не напрямую связанным с экзаменом, ослабевает. Обучающий или получает более сильную и властную позицию, поскольку экзаменующиеся начинают ориентироваться на его позицию и предпочтения.

В своей книге "Подарки от Дейкиса" Вэйн Деир следующим образом показывает свое отношение к образовательной системе и к "безобразию" — тому, что называют выставлением оценок. Он говорит: "Отметки и знания взаимоисключают друг друга. Отметки даже снижают мотивацию к обучению. Оценка — это внешний признак, она как бы подтверждает, что тот или иной человек принял участие в учебной игре. А образование — это внутренний признак.
Оно проявляет себя в следующем:
1. Как внутренне относятся к образованию.
2. Как образование помогает осуществлению внутренних идеалов.
3. Что человек может предпринять с помощью этих знаний".
Знания формируют с;;;;амосознание, оценки ведут к самообману. Отметка в зачётке и дипломе зачастую не имеет ничего общего с истинными знаниями. Спустя два года после получения диплома никто в него не смотрит.

Знания о "бессмысленности" оценок и о корнях ваших страхов перед экзаменами, к сожалению, не ведут к их уменьшению. Мы предприняли экскурс к корням ваших страхов только потому, что хотели показать, что Ваши страхи были приобретены, а не получены по наследству.

При рождении мы едва ли что-либо знали о страхах. Часть реакций страха, как, например, страх перед громким шорохом, мы получили от рождения, а все остальные приобрели при жизни. Мы научились обращаться с огнем, острыми предметами, оценивать опасность приближающегося автомобиля, реагировать на гром, не дотрагиваться до горячей плиты и т.д. Это все очень важные и нужные оценки, которые помогают нам сохранить жизнь.
Мы также научились оценивать неблагоприятное для нас плохое мнение соседей, «неуд» за экзамен, критику со стороны родителей, смущение за плохой ответ перед другими студентами и другие подобные ситуации. Но все, что ранее освоено, можно забыть или просто разучиться. Правильно? Поэтому мы покажем вам пути преодоления страхов перед экзаменами.

Страх перед экзаменами и субъективные оценки

Принципиально в появлении страхов перед экзаменами очень большую роль играют два вида оценок.

1. Субъективная оценка экзамена. Насколько важным является для Вас экзамен, чтобы достичь определенных целей? Что Вы выиграете, что потеряете? Хотите Вы благодаря экзамену заслужить похвалу от родителей, признание от окружения, повысить самоуважение, остаться в том же самом классном клубе, научиться улучшать свои финансовые возможности? Насколько нежелательна для Вас неудача на экзамене? Означает ли неуспех, что вы неудачник? Думаете ли Вы, что из-за этого будете отвержены всеми людьми, что жизнь перестала иметь для Вас смысл?

2. Субъективная оценка вероятности достижения цели. Здесь большую роль играет Ваш предварительный опыт сдачи экзаменов, а также и оценка своих способностей (насколько вероятен выигрыш или проигрыш).

Страх перед экзаменом, таким образом, возникает, когда Вы оцениваете определенную ситуацию как угрожающую и непосредственно на Вас надвигающуюся и опустошающую. Вы рассматриваете свои способности — справиться с опасностью (с экзаменом) — как недостаточные.

Следовательно, образ Вашего мышления повергает Вас в состояние уверенности или неуверенности, с которой Вы идете на экзамен. Эти оценки осуществляются молниеносно, автоматически, так что они в некоторых деталях не доходят до Вашего сознания. Или Вы и раньше считали, что ваша мысль опережает появление страха. Возможно да, но Вы не знали, как можно избавиться от беспокоящих вас мыслей, я чувствовали себя совершенно беспомощными в борьбе со страхами. Позже Вы познакомитесь с техникой, которая поможет Вам стать господином мешающих Вам мыслей и выбросить их из головы.

Сила вашей фантазии

Вы обладаете очень богатой фантазией и способны мысленно представить все в самых ярких красках. В Вашей голове возникает нечто подобное киноэкрану, на котором появляется цветные картины, сопровождаемые стереозвучанием. В этом случае Вы должны также обратить внимание на "сеансы" в голове, если хотите чувствовать себя совершенно спокойным перед экзаменами.

Ваши страхи перед экзаменами направляются картинами Ваших представлений. Такая картина может выглядеть следующим образом: Вы видите, как, сидя на экзамене и потея, Вы беспомощно грызете карандаш перед абсолютно чистым листом бумаги, или не в силах вымолвить ни слова стоите перед экзаменатором. Вы живо представляете себе, как над вами смеются друзья или шутят, когда Вы им признаетесь, что провалились на экзамене. Правда, это малоприятное представление?
Если Вы мыслите образами, Вы, несомненно, очень чувствительны к проявлению физических и душевных симптомов страха перед экзаменами. Все, что мы видим, оказывает на нас значительно большее влияние, чем то, что мы слышим. Это можно непосредственно установить, когда, например, мы слышим про какое-то несчастье по радио или смотрим его по телевидению либо наблюдаем в натуре. Впечатление зрительное всегда более сильное и дольше сохраняется в памяти.

Ваши страхи перед экзаменами и сопровождающие их явления тем больше, чем лучше Вы можете себе представить ситуацию провала на экзамене визуально, в картинах и образах.

Ваш мозг не может отличить то событие, которое Вы себе "воображаете", от того, которое на самом деле имеет место. Он перерабатывает то, что вы действительно воспринимаете или только представляете себе в уме. Ваши мысли, фантазии, представления, позитивные или негативные, оказывают влияние на ваш организм — на обмен веществ, мышечное напряжение, пульс, давление, дыхание, чувства. Вы можете на себе проверить силу своей фантазии, проделав следующий маленький эксперимент.

Эксперимент

Представьте, что перед Вами лежит прекрасный желтый сочный лимон. Затем Вы берете его в руку, вдыхаете запах и даже через кожицу чувствуете его кислый вкус. Теперь разрезаете — все еще мысленно — лимон на две половинки. Лимон брызгает соком. Вы берете одну половинку в руку и опять вдыхаете. Теперь Вы еще более ощутимо почувствовали его кислый вкус. Теперь представьте, что Вы очень сочно вгрызаетесь в этот лимон. Лимонный сок течет по вашему подбородку.

Если вы это действительно представили, то должны зафиксировать две вещи:
1. Во рту накопилось очень много слюны.
2. Вы скривили лицо.

Этот маленький опыт показывает Вам следующее:
1. Ваши мысли и фантазии являются не безобидными партнерами, а силами, заставляющими реагировать Ваш организм так, словно все происходит в действительности.
2. Ваш мозг не может отличить действительность от фантазии.

Какое значение имеют два этих вывода относительно ваших страхов перед экзаменами? Когда в Вашей голове разыгрываются катастрофы, одна за одной, когда Вы довольно живо представляете себе, как на экзамене или во время собеседования в фирме не можете сказать ни слова, у Вас блокада мысли, поэтому очень важно пресечь на корню свои негативные фантазии и направить их в правильное (позитивное) русло. Тогда ваша живая фантазия может сослужить вам хорошую службу.

Как использовать фантазию в борьбе с вашими страхами, мы покажем позже, когда мы представим Вашему вниманию ментальный тренинг. Ментальный тренинг — это очень отточенная и в то же время очень простая техника, которую используют знаменитые спортсмены, космонавты и все те, от кого требуются высокие достижения в ситуациях большой нагрузки.