19.05.2010

2.06.1.СЭ. Мысли, вызывающие страх

До той поры, пока ваши мысли являются источником ваших страхов, вы не можете стать спокойнее и уравновешеннее.

В дальнейшем мы будем представлять Вам чаще всего вызывающие страх и блокирующие мысли и вооружать Вас рациональными мыслями. Мысли разделены на отдельные области, в которых может возникнуть страх перед экзаменами:

• страх перед подготовкой к экзаменам,
• страх перед ситуацией экзамена,
• страх перед экзаменатором,
• страх перед несостоятельностью,
• страх потерпеть неудачу,
• боязнь успешной сдачи экзамена.

При чтении Вам следует вначале получить общее представление о приведенных вызывающих страх мыслях. Подчеркните при беглом прочтении все те мысли, которые Вам знакомы из собственного опыта.

Затем при втором прочтении подчеркните помогающие Вам мысли и выпишите их.

Прочитывайте каждый день помогающие Вам мысли, но не бегло, а внимательно. Вы же хотите, как можно скорее сделать эти мысли своими собственными, чтобы они позволили Вам совершенно спокойно пойти на экзамен. Если это является вашей целью, то Вы должны тренироваться. Если некоторые формулировки кажутся Вам чужими и неестественными, то сформулируйте эти рациональные установки своими словами.

Мысли, вызывающие страх в связи с подготовкой к экзаменам

Вызывающие страх мысли
"Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки".

Рациональные спасительные мысли
"Я должен сейчас решить, хочу ли я начать подготовку. Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день моей учебы я приобретаю все больше знаний. Справлюсь ли я? Если я не смогу восстановить пропущенное, то я либо перенесу экзамен, либо пойду на него с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и тогда мне станет видно, насколько я продвигаюсь, и тогда смогу принять решение".

Вызывающая страх мысль
"Я слишком глуп, чтобы понять этот материал

Рациональные спасительные мысли
"Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне надо немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей".

История, которая может заставить Вас задуматься

Одна учительница провела эксперимент, который очень наглядно показал, какие последствия имеет ситуация, когда человек считает себя глупым. Она пришла в класс и сообщила следующее: "Обнаружено, что люди с голубыми глазами значительно интеллектуальнее, чем люди с карими глазами". Она дала голубоглазым ученикам щит с надписью "ГОЛУБОГЛАЗЫЕ", а кареглазым соответственно "КАРЕГЛАЗЫЕ".

И как Вы думаете, что произошло? Успехи голубоглазых значительно улучшились, а у кареглазых значительно ухудшились.

После этого она пришла снова в класс и сказала, что она ошиблась и все оказывается наоборот: кареглазые интеллектуальнее голубоглазых. И вот голубоглазые ученики значительно ухудшили свои успехи, а кареглазые улучшили.

Если мы в себе сомневаемся, то мы не используем в полной степени свои способности.

Вызывающая страх мысль
"В мою голову ничего больше не может войти".

Рациональные спасительные мысли
"Моя голова как сосуд и когда она становится полной, то ничего уже не может принять. Мой мозг может освоить информации больше, чем любой компьютер в мире. Если я в данный момент ничего больше не могу освоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. А вообще она вмещает информации больше, чем любой компьютер. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. А затем начну по-новому. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения".

Вызывающие страх мысли
"Я не могу больше видеть никаких книг. Но я должен все же учить, иначе не выдержу экзамен".

Рациональные спасительные мысли
"Если быть честным, то у меня нет никакого желания учить. Это совершенно нормально и нет в этом ничего трагического. У каждого бывает такая ситуация. Я позволю себе передышку на некоторое время и подпитаю себя энергией. После этого все пойдет лучше. И я так поделил материал, что мне достаточно времени, чтобы его освоить. Я могу с чистой совестью позволить себе сделать перерыв".
Вызывающие страх мысли относительно экзаменационной ситуации

Вызывающие страх мысли
"Во время экзамена я наверняка не смогу произнести ни одного слова. Во время экзамена мне гарантирована полная блокада памяти. Во время беседы при приеме на работу я точно не смогу ничего рассказать о своем профессиональном опыте и квалификации".

Рациональные спасительные мысли
"Я не знаю, смогу ли я произнести хоть слово на экзамене. Даже если в какой-то момент моя голова и откажет мне в содействии, экзаменаторы тоже люди и поймут меня. Я не первый сдающий экзамены, с кем это происходит. Я буду хорошо готовиться, тогда я смогу необходимые знания использовать на экзамене. Это просто невероятно, чтобы мне ничего не пришло на ум, если я хорошо подготовлюсь. Торможение моих мыслей через определенное время пройдет, если я пару раз глубоко вздохну и быстро расслаблюсь".

Вызывающая страх мысль
"Я должен был больше учить".

Рациональные спасительные мысли
"Не существует абсолютной мерки, до какого именно момента во время подготовки к экзаменам следует учить. Кроме того, у каждого, кто идет на экзамен, есть пробелы в знаниях, никто не овладевает материалом на 100%. Даже если в сравнении с другими я знаю намного меньше, это не значит, что я должен сходить с ума. Вместо этого я строю определенный план, какой материал мне следует внимательно изучить".

Вызывающие страх мысли
"При цейтноте я всегда делаю ошибки. Я обязательно провалю тест на профессиональную пригодность".

Рациональные спасительные мысли
"Я не могу заглядывать в будущее и знать наперед, сделаю ли я в этот раз ошибку. Если я, однако, очень внимательно ознакомлюсь с методами, предлагаемыми этой книгой, то, несомненно, буду работать более уравновешенно, даже если и попаду в цейтнот".

Вызывающие страх мысли
"Мне всегда не везет на экзамене. Меня никогда не спрашивают то, что я лучше всего знаю".

Рациональные спасительные мысли
"Я не знаю, как все будет происходить на предстоящем экзамене, я же не ясновидящий. Кроме того, я всегда преувеличиваю. На многие вопросы я знаю ответ и, конечно, случается, что мне не везет. Ведь нет 100% гарантии, что мне попадется то, к чему я не готов. А у кого есть такая гарантия? Я постараюсь собрать материал о том, какие темы чаще всего попадаются на экзамене и постараюсь к ним хорошо подготовиться. Это все, что я могу сделать".

Вызывающая страх мысль
"От волнения я даже не пойму вопроса".

Рациональные спасительные мысли
Теперь я знаю, как мне избавляться от гипертрофированого страха и нервозности, поэтому я более спокойно пойду на экзамен. Кроме того, я могу переспросить, если не пойму вопрос. Это же не перелом ноги".

Вызывающая страх мысль
"Я не имею права делать ошибки".

Рациональные спасительные мысли
"Я слишком много от себя требую — не допускать ни одной ошибки. Кроме того, я себя ставлю под такой пресс, что от волнения и страха как раз и буду делать ошибки. Я никогда не буду слишком совершенным, даже в той области, которая для меня важна. Я могу постараться делать как можно меньше ошибок".

Вызывающие страх мысли
"Было бы ужасно, если бы во время или перед экзаменом у меня появился страх. Я не должен показать свой страх во время ознакомительной беседы".

Рациональные спасительные мысли
"Это неприятно, но не невыносимо, если у меня появляется страх. До этого времени я умел сдерживать свой страх, поэтому сдержу его и в будущем. Это естественно, если страх возникает в ситуации экзамена. С помощью методов, которые предлагает эта книга, я постараюсь страх держать в узде, чтобы он меня не блокировал".