24.05.2010

3.10.СЭ. Влияние мотивации на обучение

Прежде чем мы посвятим себя техникам обучения и работы, мы хотим заняться другим существенным фактором влияния на успешный исход экзаменов — мотивацией. Под мотивацией мы понимаем внутреннее побуждение — желание заняться подготовкой к экзамену и выдержать его. Существует два основных мотива:
надежда на что-то позитивное;
страх перед чем-то негативным.
Если мы думаем о преимуществах, связанных с успешной сдачей экзамена или получением места работы, то мы мотивируем себя чем-то позитивным.
Если же мы себе рисуем, что провалились на экзамене, что над нами будут смеяться, что мы останемся на второй год или объяснять другим, почему мы провалились, то тогда мы испытываем страх, и этот страх перед негативным тоже может нас мотивировать к учебе, если он не такой сильный, чтобы нас парализовать и блокировать.

Причины слабой мотивации
Могут мешать при подготовке к экзаменам как слабая мотивация (экзамен — это не очень важно; мы не видим смысла в нем; мы считаем, что у нас нет шансов его сдать), так и слишком сильная (от экзамена зависит моя жизнь). В большинстве случаев оба мотива — надежда на что-то позитивное и страх перед негативным — присутствуют в нас одновременно.
Если вы немотивированы готовиться к экзамену, то этому должно быть очень много причин. Чтобы познать их корни, вы должны спросить себя: "Почему я иду на экзамен?" Этого хотят Ваши родители или другие важные лица? Если это желание родителей, то Вы, возможно, хотите отомстить им за то, что они вам что-то "навязывали", чего Вы не хотели? Вам не доставляет радости учить данный материал? Или оказалось, что выбор профессии ошибочен, будущие шансы в этой профессии, видимо, слишком ухудшились и слишком мало шансов найти себе место? Возможно, имеются проблемы партнерства при подготовке к экзамену, с родителями, финансовые проблемы или проблемы с друзьями, что мешает вам сконцентрироваться?
Если Вы на один или на несколько вопросов отвечаете утвердительно, и Вам приходится заставлять себя заниматься, то в данном случае мы не можем помочь Вам справиться с этими проблемами, не располагая информацией о специфических условиях Вашей индивидуальной ситуации и о Вашей личности. Если Вы сами с этими проблемами не справляетесь и ищете их решения, рекомендуем Вам обратиться к опытному психотерапевту или в консультацию.
Наряду с этим имеется ряд других причин слабой мотивации, и мы можем в рамках этой книги кое-чем помочь вам.
Способность преодоления таких трудных ситуаций для продолжения учебы не является врожденной. Мы учимся терпеливо что-либо осваивать еще будучи маленькими детьми, когда, например, составляем из кубиков башню, пока она не будет стоять, пытаемся снова и снова подниматься, если падаем, пока не научимся бегать.
При формировании нашей способности к выдержке помогают терпение, поддержка и похвала родителей. Если к нам в детстве будут предъявлять слишком много требований или нас родители будут постоянно ругать, то позже мы тоже начнем себя осуждать. При первом же неуспехе мы, возможно, говорим себе: "Как ты можешь быть таким глупым?
Ты просто ноль, ты никогда с этим не справишься!", и тем самым мы сразу же лишаем себя любого стимула для дальнейшей деятельности. Также братья или сестры, если они что-то делают лучше и быстрее, чем мы, действуют на нас не обязательно мотивирующе. В лучшем случае мы себя чувствуем, как получившие вызов и вынужденные доказывать, что мы тоже можем все делать хорошо. В худшем случае мы расстраиваемся и вообще перестаем предпринимать какие-нибудь усилия, чтобы с ними посоревноваться.
Мотивация также сильно ослабевает, если вы слишком многого от себя ждете, например, хотите быстрее с чем-то справиться, чем это обычно возможно, или делаете то, что
вам не по силам. Другая стратегия, ведущая к ослаблению мотивации, состоит в том, чтобы заниматься тем, чем "нельзя заниматься в сочетании с приятными вещами, т.к. нужно учиться". Мысли при этом обращены в данный момент к сиюминутной потере приятного и пролонгированный ущерб или выигрыш не берется во внимание.
Ниже мы приводим широкий спектр распространенных проблем мотивации этого рода. Их причины лежат в большинстве случаев в мышлении, в способе и образе подготовки к экзамену, поэтому решение этих проблем, как правило, состоит в изменении способа мышления.

Проблемы мотивации и как Вы можете с ними справиться
Проблема: Вы начинаете готовиться к экзаменам, но быстро забрасываете учебники, считая, что Вы глупы и это бесперспективно, и вообще Вы все равно провалитесь на экзамене или получите плохую оценку.
Решение: Скорректируйте вашу установку. Скажите себе: "Все эти сомнения мне не помогут. Напротив, я только парализую себя и создаю себе еще больше трудностей. Я не ясновидящий и поэтому не могу знать, как все получится на экзамене. Шансов сдать экзамен все-таки будет больше, если я сейчас сяду и буду учить вместо того, чтобы сходить с ума. Я сделаю все, что от меня зависит".
Проблема: Вы чувствуете внутреннее сопротивление необходимости готовиться к экзамену, поскольку постоянно внушаете себе, что вы должны учиться, и Вас мучают угрызения совести, если вместо учебы занимаетесь другим приятным для вас делом.
Решение: Вы говорите себе: "Я не должен учиться, если мне не хочется. Но поскольку я очень хотел бы сдать экзамен, то я принимаю решение учиться, даже если мне это не доставляет большого удовольствия. Разнообразие очень важно. Я могу вполне осознанно предусмотреть в моем рабочем плане время для расслабления. Нельзя постоянно только учиться. Это неэффективно. После паузы я смогу еще лучше готовиться к экзамену".
Проблема: Вам не доставляет удовольствия учиться.
Решение: Представьте себе, какой выигрыш Вы получите, если успешно сдадите экзамен. Нарисуйте преимущества сдачи экзамена самыми яркими красками. Подумайте о том, что экзамен и связанные с этим усилия в обозримом времени будут позади, и что эта пара недель или месяцев тоже окажутся позади. Затем садитесь за письменный стол.
Проблема: Вы все отодвигаете вашу подготовку к экзамену до тех пор, пока страх провалиться на экзамене становится больше, чем нежелание поработать.
Решение: Вы относитесь к людям, которые мотивируют себя страхом. Это очень опасная стратегия, потому что Вы учитесь исходя из негативных чувств. Скажите себе вместо этого: "Я с сегодняшнего дня сажусь и готовлюсь. Тогда у меня каждый день будет чистая совесть, я смогу гордиться собой. Если подготовку к экзамену я буду постоянно отодвигать, то это вряд ли меня будет украшать".
Проблема: Вы себе говорите, что до сего момента не слишком много сделали для экзамена и что уже поздно догонять, и поэтому Вы обязательно провалитесь на экзамене.
Решение: Вы говорите себе: "Я уже не могу вернуть того, что было, т.к. я недостаточно учился. Вместо того, чтобы тратить время на упреки себе, я лучше начну прямо сейчас. Каждый день на счету. Я приложу максимум усилий, чтобы в оставшееся время, насколько это возможно, подготовиться. До тех пор, пока я не сдаюсь, у меня остается шанс не проиграть".
Проблема: Вы постоянно теряетесь в тех случаях, когда при подготовке к экзамену наталкиваетесь на те места, которые вы не понимаете, и сомневаетесь в себе и в своих способностях.
Решение: Говорите себе: "Без паники. Ты, возможно, и не Эйнштейн, но если ты не будешь терять головы, то ты это еще усвоишь. А если нет, тогда спроси кого-нибудь. Если ты что-то не сразу понимаешь, то это еще не катастрофа. У тебя есть время в этом разобраться".
Проблема: Вы больше не пытаетесь писать заявление, чтобы устроиться на работу, не идете на собеседование, поскольку думаете, что Вы все равно не получите места, поскольку Вы слишком стары, глупы.
Решение: Вы говорите себе: "Я не могу все знать наперед. Я туда пойду, пусть другие решают, заслуживаю я эту работу или нет. Если я попытаюсь все же получить эту работу и представлюсь, то у меня все-таки есть шанс быть принятым".

Общие стратегии повышения мотивации
1. Почти при всех решениях, которые мы принимаем, есть свои За и Против. Составьте поэтому для себя памятку «выигрыш-проигрыш», чтобы показать себе, что требующая напряжений и пота подготовка к экзамену или трудное написание писем по поводу поиска работы имеют не только свои теневые стороны. И этот расчет может способствовать повышению вашей мотивации.
За подготовку к экзамену или написание конкурсного заявления говорят:
На ближайшее время:
На отдаленное время:
Против подготовки к экзамену или написания заявлений на конкурс говорят:
На ближайшее время:
На отдаленное время:
2. Не слушайте свои чувства, а немедленно начинайте работать. Если мы прислушаемся к нашим чувствам и последуем принципу удовольствия, то мы, несомненно, предпочтем сиюминутный выигрыш.
Маленький ребенок съедает две порции шоколадного мороженого, не думая при этом о предстоящих возможных болях в животе. Что нас, взрослых, отличает от маленьких детей, так это способность взвешивать преимущества и потери. Это, однако, не означает, что наши чувства автоматически соглашаются с нашей головой. Иногда мы должны вести себя так, как будто мы уже так себя чувствуем, и только потом приходит и само чувство. Я, например, каждое утро веду борьбу с самим собой.
Я решил каждый день полчаса заниматься гимнастикой. "Решение моей головы" еще и по сегодняшний день не привело к тому, чтобы я воодушевленный прыгал с кровати и мечтал, как можно быстрее заняться гимнастикой. Между тем я отучился дискутировать с самим собой и, вскакивая как можно быстрее из кровати, начинаю тренировку. Иногда я предпринимаю такой трюк, когда говорю себе, что я смогу после пяти минут и прекратить, если я захочу. Я уже испытал, что если уже начал делать, то почти всегда чувствую себя хорошо и охотно делаю дальше.
3. Представляйте себе каждый день те выигрыши, которые вы получите, если достигнете своей цели. Например, что Вы будете гордиться собой, зарабатывать больше денег, вызывать восхищенные взгляды окружающих, будете независимы.
4. Делайте маленькие шаги и хвалите себя за каждый маленький шаг, который сделаете. Решающую роль при мотивации играет также объем материала, который Вы запланируете на каждый день. Чем больше Вы себе запланируете, тем труднее будет для Вас начинать и тем труднее будет расстаться с впечатлением, что Вы успешно справляетесь с этим. Маленькие шаги подготовки к экзаменам приводят к тому, что Вы можете себя чаще хвалить. И если Вы добровольно решите еще кое-что добавить к ежедневной цели, то Вы, конечно, получите экстрапорцию удовольствия. Поэтому рекомендуется предпочесть маленькие шаги подготовки. Если Вам удалось сделать нечто большее, то Вы должны себе позволить и большую награду, например, хорошую еду, посещение кино или новый телефон.
5. Составьте себе рабочий план (об этом в следующем выпуске). Зачеркивайте каждый день, показывая тем самым, как далеко Вы продвинулись с Вашей подготовкой к экзамену.