26.05.2010

3.11.2.СЭ. Общие техники обучения и работы

Общие стратегии подготовки
Оптимальная подготовка к экзамену предполагает прежде всего, что известен объем экзаменационного материала и известны темы. "Логично", — подумаете Вы. Но сразу же, в свете следующих вопросов, проверьте, действительно ли вы знакомы с требованиями, предъявляемыми к экзамену.
Вы уже лично говорили с экзаменатором о требованиях во время экзамена? Имеется ли возможность поприсутствовать у этого или другого экзаменатора на подобном экзамене? Если да, намереваетесь ли вы это сделать? Приходилось ли Вам беседовать с теми, кто уже этот экзамен сдавал, и познакомились ли Вы с их опытом? Имеются ли у Вас вопросы или темы, которые уже предъявлялись до вас другим на экзамене? Если да, то имеете ли вы их?
Интересовались ли Вы тем, какие вопросы экзаменатор ставит, имеет ли экзаменатор любимую тему, придает ли он особое значение каким-то определенным темам? Пытались ли Вы выяснить порядок сдачи экзаменов и возможность повторной сдачи экзамена? Вы все уже выяснили и считаете, что мы можем с этой темой покончить? Замечательно. К этому добавим лишь следующее.
Консультация с экзаменатором может Вам показать, на что особо обращает внимание экзаменатор — на точные дефиниции, цифры, имена или больше ценит взаимосвязи. Эту информацию Вы получите также на лекциях экзаменатора. Вы не доверяете тому, что другие говорят об экзаменаторе, поэтому попытайтесь составить собственное представление о нем в личном разговоре. Ситуация экзамена теряет в результате этого некоторый свой угрожающий характер.
Если Вам другие рассказывают, что экзаменатор – это злая собака, что он даже ставит ловушки, что во время экзамена господствует очень "холодная" атмосфера, то Вы, пожалуйста, думайте о том, что оценка ситуации может варьировать от человека к человеку. Как человек оценивает ситуацию, зависит от многих индивидуальных факторов, например, от того, насколько он боязлив (труслив) вообще, насколько он верит в себя, насколько он считает себя компетентным и т.д. Не позволяйте себя ошарашить, когда вы услышите ужасные истории про экзаменатора. Если Вы спросите у других о нем, то увидите, что оценки будут довольно разными.

Но если Вы слышите одно и то же суждение об одном и том же экзаменаторе, то тем более важными являются две вещи:
1. Чтобы Вы очень интенсивно занялись разделами этой книги, в которых мы Вам показывали, как вы можете ослабить ваши страхи.
2. Чтобы Вы оптимально готовились к экзамену: это означает не только, чтобы Вы овладели большим объемом материала, но чтобы Вы также воспользовались как можно большим числом техник работы, которые предлагает эта книга.

Ну а теперь посмотрим, какие имеются возможности подготовить экзаменационный материал так, чтобы в нем не утонуть.

Долгосрочное планирование и деление учебного материала
"Порядок – это половина жизни", - говорят одни, в то время как для других порядок не имеет значения. Каждая позиция имеет право на существование, поэтому мы не хотим Вас сделать фанатиками порядка, если Вы к нему безразличны. Но немножко порядка, лучше сказать планирования, может быть вполне полезным.
Вы имеете представление об объеме экзаменационного материала, точнее о том, сколько это составляет книг и сколько страниц, сколько это все требует пота, и знаете дату экзамена.
Что нам делать с этими горами напечатанных бумаг и этой апокалиптической датой. Самое длинное путешествие начинается с первого шага и хорошая подготовка к экзамену начинается с деления материала на маленькие доступные порции. Так посмотрим, как это получается.
1. Поделите материал на маленькие порции и распределите их на все имеющиеся в вашем распоряжении недели до экзамена, однако оставьте по меньшей мере 2 недели в запасе для повторения всего материала или как резерв на тот случай, если вы в связи с совершенно неожиданными событиями не сможете придерживаться вашего плана. Вы нуждаетесь в этом временном резерве и потому, что Вам, например, может потребоваться для усвоения определенной темы больше времени, чем Вы предполагали. Может также случиться, что Вы какие-то области знания будете усваивать несколько слабее, поэтому вам потребуется больше времени, чем вы рассчитывали. Это деление имеет исключительно большое психологическое воздействие. В данном случае есть чувство, что ситуация под контролем, и это очень успокаивает.
2. Составьте точный временной план, какое количество материала и в какую неделю Вы хотели бы освоить — своего рода план прохождения материала. Вы думаете, что такой план вам не пригодится? Вы ошибаетесь. Конечно, такой план движения не является обязательным в том смысле, что "без него никак нельзя". Вы сможете, однако, сэкономить очень много времени и избавитесь от нервного напряжения, если потратите немножко времени для составления такого плана. Кроме того, он даст Вам возможность чертовски хорошо себя чувствовать. Правильно поделенный материал выглядит не так угрожающе, поскольку его можно обозреть. Но еще больший эффект может быть, если Вы купите большой календарь, благодаря которому будет очень наглядно видно, как обстоят дела. Если еще к тому же после проработки каждого кусочка материала вы будете делать отметки, Вы будете чувствовать себя значительно спокойнее.
Внесите в ваш долгосрочный план и те данные, которые представляют собой некоторые предпосылки Вашего экзамена, как, например, объявление об экзамене, консультацию экзаменатора.
3. Если Вы имеете возможность готовиться в группе с "товарищем по несчастью", реализуйте ее. Подготовка в группе имеет много преимуществ. Вы видите, что и другие имеют подобные вашим проблемы. Вы получаете обратную связь о состоянии ваших знаний и имеете, таким образом, возможность объективнее себя оценивать.
Позаботьтесь как можно раньше о том, чтобы присоединиться к такой группе или создать ее. Маленькие группы подготовки необходимы, но чтобы все участники группы готовились к одной и той же теме. Было доказано, что группы с очень разными темами являются неэффективными.
Краткосрочное планирование и деление учебного материала
Вы поделили материал на удобные порции и распределили на все время подготовки к экзамену. Вы знаете, таким образом, сколько страниц, глав или тем в неделю Вы осваиваете. Это первый прием.
Второй прием состоит в том, чтобы составить план работы на каждый день. Не бойтесь потратить какое-то время на планирование. Это маленькое усилие обязательно окупится.
Краткосрочное планирование служит тому, чтобы точно распределить время между работой и отдыхом на каждый день. Это более важно, чем вы, возможно, думаете. Это не очень много даст — 8 часов подряд сидеть и учить один и тот же материал. Такие большие порции Вы и усваивать будете медленней, и запоминать выученное будете значительно хуже.
1. При планировании на каждый день речь идет о том, чтобы Вы ежедневно точно намечали, что хотите освоить на следующий день, т. е. черным по белому зафиксировать, какую главу, какую тему или сколько страниц Вы хотите выучить. Это займет одну минуту. Купите себе календарь и вычеркивайте каждый день, который Вы проработали. Вы заслужите большую похвалу, выполнив дневной рацион.
2. Планируйте между отдельными периодами подготовки к экзамену каждый день маленькие перерывы. Уходите из рабочей комнаты и занимайтесь каким-нибудь делом, но только чтобы оно не отнимало у вас времени больше вашего перерыва и не было слишком увлекательным, чтобы от него не было трудно оторваться. Например, слушание музыки, чтение детективов.
3. Оставьте в Вашем дневном плане немного свободного времени, чтобы иметь возможность отдаться каким-то удовольствиям. Да, да, удовольствия в форме расслабления и занятия прекрасными вещами, это столь же важно, как и подготовка к экзамену. Из нашей практики мы знаем людей, которые неделями, месяцами сидят, воткнувши головы в свои книжки, и ни на что больше не обращают внимание. В зависимости от времени, которое Вам предоставлено для подготовки к экзамену, и от объема материала иногда приходится ограничить время на хобби, занятия спортом или другими делами, но вы не должны никогда от этого отказываться.
Именно в это время, когда вы находитесь под стрессом, такой баланс является очень важным. Если Вам удастся освободить голову для других вещей, то Вы тогда сможете лучше сосредоточиться, а потому повысится и Ваша способность к пониманию материала. Вы учитесь значительно эффективнее тогда, когда заботитесь о таком балансе. Если Вы примете наше предложение о краткосрочном планировании, то Вы, несомненно, найдете достаточно времени для ваших удовольствий.
Следует также сказать, что планирование имеет и другое значительное преимущество. Если Вы справились с частью материала, предусмотренной на данный конкретный день, то можете и должны со спокойной совестью что-нибудь сделать для своего удовольствия. Люди, которые не планируют, часто испытывают угрызения совести, если они не работают. Они тогда чаще всего думают: "Я должен учиться". Поскольку они не контролируют ситуацию, то не знают, что они еще должны учить и сколько им осталось для этого времени. Деление материала позволяет спать более спокойно.

Таким образом реагируют многие наши клиенты на предложение составлять план. Правильно, планы не помогают при работе, если их не выполнять. Причина нарушения плана может быть и в том, что вы слишком много запланировали и вообще не предусмотрели в плане время для расслабления, для отдыха.
С этими планами так же, как и с диетами. Диеты помогают стать стройными, если их придерживаться. Если запрещают себе все вкусное, то испытывают легкое сопротивление диетическому плану ("Почему я не могу себе позволить чего-то вкусненького?") и наваливаются на все вообще без меры. Диеты, которых придерживаются и которые не являются очень радикальными, имеют наибольшую перспективу на успех. Помогает активизация представления, насколько стройным хотелось бы быть. Поэтому проверяйте, предусмотрели ли вы в вашем времени и время для удовольствий, и свою цель, которую вы хотите достичь сдачей экзамена (выпуск 3.10).
Не осуждайте себя, если вы в какой-то день отлынивали от выполнения плана или отстали от него. Осуждение — это самый мощный "убийца мотивации". Примите во внимание некоторое промедление и по-новому постройте план. Похвалите себя за вещи, с которыми вы успешно справились. Держите перед глазами ваши долгосрочные цели и начинайте работать.
Далее мы хотели бы Вас познакомить с наиболее важными психологическими сведениями, которые могут вам помочь в профессиональной подготовке к экзамену и легче осваивать учебный материал.