07.05.2010

Сдаем экзамены. ВВЕДЕНИЕ

Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную, но неизбежную составную часть нашей жизни. В большинстве случаев мы начинаем сдавать их уже в детском саду, когда на Новый год должны прочитать стихотворение или станцевать.
В мы сталкиваемся с экзаменационной ситуацией при выполнении любой контрольной работы и при устном ответе. Затем следуют, вероятно, экзамены ЕГЭ, экзамен на получение водительских прав, экзамены в процессе обучения, выпускные экзамены при разных видах подготовки и переподготовки.
Многим знакомы и такие ситуации, которые вначале не выглядят как экзамен, но от которых бросает в дрожь. Например, когда приходится держать речь на семинаре. Нужно ли сдавать экзамен также при желании попасть в рай, об этом нам еще никто не рассказывал. Но кто знает! ;-)
Одни эти экзаменационные ситуации воспринимают достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в победе. У других не только накануне экзамена, но лишь при мысли о нем от страха выступает пот. Вы, наверное, принадлежите к последней группе, по крайней мере, до того момента, пока не взяли прочитали этот пост. Когда вы тщательно проработаете его и выполните основательно и добросовестно предлагаемые нами упражнения, тогда вы сможете перейти в лагерь тех, для кого экзамен хотя и не является поводом прыгать от радости, но кто идет на экзамен почти безбоязненно и с ясной головой.
Вы заметили, что я не сказал: "без страха идут на экзамен". Полное отсутствие страха — это, скорее, отрицательный фактор. Ученые установили, что средняя степень страха, то есть когда экзамен нам не совсем безразличен, но и не означает абсолютную опасность для жизни, способствует оптимальному закреплению информации и приводит, насколько это позволяют ситуации, к хорошим результатам. При слишком малом страхе снижается активность, и деятельность становится малопродуктивной, при сильном страхе, напротив, проявляется чрезмерная активность, но в обоих случаях вряд ли можно добиться каких-либо значительных успехов.
Кому будет полезно почитать?
• к тем, кому предстоят экзамены или подобные ситуации, например, публичные выступления, участие в спортивных соревнованиях и тому подобное;
• к тем, чьи поведение и личность оцениваются в процессе их деятельности;
• к тем, кто недостаточно настроен к обучению и не может найти достаточных мотиваций к тому, чтобы учиться;
• к тем, кому недостает соответствующих навыков и умения работать;
• к тем, кому страх мешает достичь определенных успехов и показать в данной ситуации то, что они могут и знают.
Для простоты определим все подобные ситуации как экзамен. Чтобы выдержать экзамен, значение имеет как наличие умения готовиться к экзаменам, так и мотивация, и психологическая установка каждого. Определенную роль играют и рабочее место, и внешние условия. Нашей целью является рассказать о стратегиях, которые помогут Вам более мотивированно подходить к обучению и лучше раскрыть и продемонстрировать свои знания в ситуации экзамена. Мы не будем касаться тех случаев, когда в силу различных причин кто-то не имеет возможности в полной мере овладеть знаниями в той или иной области.
Как работать с этой книгой?
Наша книга написана на основании собственного опыта, который мы приобрели, сдавая и принимая экзамены.
Для того, чтобы Вы оптимально применили этот опыт для сдачи экзаменов и извлекли из этой книги максимальную пользу, мы хотели бы дать Вам несколько рекомендаций, как лучше проработать ее. Да, Вы правильно прочитали, мы говорили именно о проработке, поскольку просто прочтение книги не освободит вас от страха перед экзаменами. Если Вы хотите спокойно и уверенно идти на следующий экзамен, то вы должны для этого что-то сделать. Страхи перед экзаменами можно уменьшить, но это потребует от Вас определенных усилий и тренировки.
Мы знаем, что мысль о том, что для преодоления страха перед экзаменом нужно опять что-то учить, вряд ли приведет вас в радостное настроение, но нездоровые привычки (к ним следует причислить и страх перед экзаменом) можно преодолеть только через тренировку, поэтому отнеситесь с должным вниманием к нашим советам.
1. Перед вами рабочий материал, и поэтому Вы должны именно работать с ним. Как Вы, например, изучаете новый язык, так же Вы должны научиться обращаться со своим страхом перед экзаменом. Не допускайте появления страха, а в случае, если он все же появился, то с ним надо бороться. Начните с части первой — с форм проявления и причин вашего страха. Заведите рабочую тетрадь и записывайте в ней свои открытия. Подчеркивайте самые важные места.

2. Выберите из текста те психологические установки, которые Вам больше подходят. Тренируйтесь каждый день. Вы можете в ситуации стресса использовать только то, что вошло в вашу плоть и кровь.

4. Если тест оценки страха перед экзаменом покажет, что вам не хватает определенных техник обучения и работы мотивационных стратегий, то Вы должны поработать также с частью третьей, которая охватывает как раз техники обучения и работы.

5. В том случае, если вам не удастся самому справиться с книгой, это не означает, что вы являетесь "безнадежным случаем", найдите возможность посетить психотерапевта, чтобы он вам помог. В каждом городе имеются муниципальные, церковные, государственные консультативные бюро. Страх перед экзаменами — это не позор, вот ничего не делать для преодоления страха означает потерю очень важного шанса для успешной карьеры.

Всего хорошего, спокойствия и успехов на экзаменах.

P.S. Материалы планирую публиковать два раза в неделю: вторник и пятница. Надеюсь рекомендации помогут Вам.