15.05.2010

1.03.1.СЭ. Причины предэкзаменационного страха

Страх перед экзаменами — это не болезнь, его легко избежать. Можно, конечно, отменить экзамены или не идти на них. У вас, наверное, когда-то возникала мысль о том, чтобы что-нибудь случилось с экзаменатором (вдруг он заболеет или умрет), и тогда экзамен не состоится. Однако проблему тем самым не решить, для этого имеются лучшие стратегии и мы их еще подробнее рассмотрим, но прежде займемся причинами страхов перед экзаменами.

Многие люди думают, что страх перед экзаменами — нечто неизбежное, и предстоящий экзамен — причина страха. Если бы экзамен был таким, каким его представляют, и на самом деле вызывал непобедимый страх, то было бы жаль денег, потраченных на покупку этой книги. Это означало бы, что ничего нельзя предпринять против вашего страха. Слава Богу, это не так!

Но тогда что, если не экзамен сам по себе, вызывает у нас страх? Как мы объясним тот факт, что одни вообще или почти не испытывают страха, в то время как для других каждый экзамен сравним с восхождением на Голгофу. Может быть, влияние наследственности? В таком случае нам от рождения суждено быть боязливыми и трусливыми, и у нас нет никакого шанса справиться с нашими страхами. Но и это не так. Если не сама ситуация экзамена повергает нас в страх, если это не вопрос наследственности, тогда что же нас заставляет паниковать?

Причины страхов перед экзаменами
Мы испытываем страхи перед экзаменами, когда рисуем, например, картину нашего провала при сдаче экзамена на водительские права и нашего при этом страшного позора. Нас охватывает паника, когда мы представляем, что вдруг от волнения, при знакомстве с кем-либо, начинаем заикаться, не можем произнести ни одного разумного слова, когда мы сомневаемся в наших способностях и считаем себя неполноценными и глупыми и т.д.

Мы испытываем страх, когда мы сознательно или неосознанно говорим: "Я действительно не справлюсь с экзаменом, от волнения я вообще не смогу произнести ни одного слова. Я не должен сделать ни одной ошибки. Если я провалюсь, то лучше уж мне сразу умереть. Позора я не вынесу. Все будут смеяться надо мной. Все люди запросто справляются с экзаменами, только я один такой глупый. Другие, конечно же, выдержат экзамен, я один провалюсь".

Несомненно, вам знакомы такие мысли и вы понимаете, какое опустошающее действие они оказывают на ваше самочувствие: вы теряете покой и уравновешенность, ваше тело, ваш организм превращается в "сумасшедший дом", в котором все идет вверх дном, вызывая неприятные симптомы синхронно с сильным страхом и повышенной потливостью.

Вы, наверное, спросите, разве это не нормальное состояние, когда от того, выдержу ли я экзамен, зависит продвижение по службе, занятие какого-то места. Нормальным является то, что практически большинство людей в этих ситуациях испытывают страх.
Но если страх делает вас неспособным ясно мыслить, несмотря на хорошую подготовку, тогда он мешает. Даже если от того, выдержите ли вы экзамены, очень многое зависит, не экзамен вызывает страх, а в большей мере ваша оценка этого, а именно: от того, выдержите вы экзамен или нет, многое зависит, возможно, и ваша жизнь. Если вы сдачу экзамена возводите до уровня вопроса жизни и смерти, если вы значение экзамена и возможного его провала переоцениваете и драматизируете, тогда вы способствуете появлению страха.

Страх вызывается нашими представлениями о страхе. Связь между нашими негативными мыслями и нашими страхами мы обозначаем как АВС-чувства.

О чем говорят АВС-чувства? Прежде чем у нас появится страх, происходит следующее:
1) мы что-то воспринимаем и
2) мы оцениваем то, что воспринимаем.

А В С – чувства
А. Ситуация: Что происходит?
В. Оценка: Что я об этом думаю?
С. Чувства: Как я себя чувствую?

Студент М., думает следующее о предстоящем экзамене:

А. Ситуация: Через восемь недель я должен защищать дипломную работу.
В. Оценка: Конечно, я не смогу произнести ни одного слова. Если я провалюсь — конец. Это будет, я не смогу этого вынести.
С. Чувства: Страх и напряжение, неуверенность.

Студент К., тоже, сказал нам, что он думает о
предстоящем экзамене:

А. Ситуация: Диплом через четыре месяца.
В. Оценка: Я хорошо подготовился. День экзамена приближается. Даже если я в какой-то момент позабуду все — это не катастрофа. Экзаменаторы тоже люди и поймут меня. Я не первый сдающий экзамены, с кем это происходит. Моя мыслительная блокада незамедлительно пройдет, если я три раза глубоко вздохну и расслаблюсь. Если я экзамен не выдержу, хоть это и было бы очень неприятно, я попробую при возможности сдать его еще раз.
С. Чувства: легкое напряжение, чувствую себя относительно уверенно.

Вы видите, что студенты М. и К. различаются тем, как они оценивают данную ситуацию и свои возможности. И поэтому реагируют оба на одну и ту же ситуацию по-разному. Если бы К. думал, как и М., если бы он допускал такие же негативные мысли, то он в такой же степени испытывал бы страх перед экзаменом. Но поскольку он свои способности оценивает достаточно реалистично, то он считает маловероятным, что провалится на экзамене, а в случае провала не видит в этом никакой катастрофы. Он может относительно спокойно и уверенно идти на экзамен.

Посмотрим еще на примере А., которому предстоит беседа с работодателем.

А. Ситуация: Через неделю я должен предстать перед руководством фирмы.
В. Оценка: Это единственный шанс, я должен обязательно получить это место.
С. Чувства: Страх.

В., в отличие от А., чувствует себя значительно спокойнее. Его АВС выглядит следующим образом.

А. Ситуация: Через неделю я представлюсь фирме.
В. Оценка: Мне очень важно получить это место. Поэтому я очень хорошо готовлюсь к этой встрече. В беседе с работодателем играют роль многие факторы, которые я не могу контролировать. Если я это место не получу, это не значит, что я совсем бесталанный, я буду тогда присматривать себе другую работу. Это далеко не единственное место, хотя и очень подходит мне. Я делаю все, что от меня зависит.
С. Чувства: Легкое напряжение.

Люди оценивают предстоящее представление фирме как нечто важное для их жизни. А., однако, драматизирует значение этой ситуации, он себя уговаривает и убеждает, что без него она не сможет жить дальше. Поэтому его организм реагирует на это бессонницей и страхом, что нередко затем приводит к неудаче или к не очень успешному течению беседы.

На этих примерах Вы видите, что от вашей оценки экзамена будет зависеть Ваш успех. Если некоторое событие для Вас является чем-то позитивным, то есть Вы думаете, что оно удастся Вам, оно прекрасное, оно хорошее, все будет здорово, Вы испытываете позитивные чувства, такие, как любовь, счастье, радость. Оцениваете Вы события как нечто негативное, то есть Вы думаете: это плохо, это приведет к неуспеху, это катастрофа, это непереносимо и опасно, естественно, что в таком случае Вы испытываете страх и неуверенность. Если для Вас некоторые события являются и не позитивными и не негативными, то есть занимают нейтральные позиции, то Вы относитесь к ним достаточно равнодушно и думаете — все будет нормально, чувствуете себя спокойно, уравновешенно, непринужденно.

Представим все вышесказанное в следующей схеме. Вы можете одну и ту же ситуацию оценивать следующим образом:

А. Ситуация ->
В. Негативная оценка: это плохо, невыносимо, опасно ->
С. Негативное чувство: страх, депрессия, печаль, ярость

А. Ситуация ->
В. Нейтральная оценка: это ни хорошо, ни плохо ->
С. Нейтральное чувство: спокойствие, уравновешенность

А. Ситуация ->
В. Позитивная оценка: это хорошо, приятно ->
С. Позитивное чувство: любовь, радость, счастье

Если мы уже решились на какую-то оценку, то тем самым определяем, как будем себя сейчас чувствовать. Мы уже можем свои чувства предсказать.

Когда мы оцениваем нечто негативно, то наш организм уже не имеет выбора, как бы он себя ни хотел чувствовать. Негативная оценка ведет автоматически к появлению негативных чувств. Наши чувства всегда отражают то, что мы думаем. Страх поэтому не в объективной ситуации, а в нашей оценке.
Мы испытываем страх, поскольку мы мыслим страхом. Что-то является опасным для нас только потому, что мы думаем о данной опасности. Из АВС-чувств мы видим, что теоретически в каждой ситуации, то есть и в ситуации экзамена, имеются три варианта ощущений. Мы делаем акцент на слове "теоретически", поскольку вы, как взрослый человек, уже достаточно много накопили оценок сдачи экзаменов, которые, став вашими внутренними, вызываются автоматически в определенных ситуациях.
Некоторые люди говорят в этой связи также о том, что наше подсознание направляет нас автоматически. В каждый момент нашей жизни наш мозг накапливает и оценивает события и переживания, сортируя на позитивные, негативные либо нейтральные для нас.

В каждой ситуации они оцениваются очень быстро, так как мы встречались с подобной ситуацией и раньше, а может быть, что-то знали от других. Если мы данную ситуацию однажды переживали, то оцениваем ее уже автоматически согласно соответствующим оценочным ключам.