20.05.2010

2.06.2.СЭ. Мысли, вызывающие страх

Мысли, вызывающие страх перед экзаменатором

Вызывающие страх мысли
"Экзаменатор может определить всю мою дальнейшую жизнь. Он меня погубит".

Рациональные спасительные мысли
"Не верно, что экзаменатор может определить мою дальнейшую жизнь. Он может только определить вместе со мной, справлюсь ли я с экзаменом. Даже если он меня и завалит на экзамене, я еще могу решать, как мне поступить. Я могу попытаться снова сдать экзамен, перейти в другую школу, сменить факультет, начать учиться чему-нибудь другому. Даже если экзаменатор меня терпеть не может, все равно он не сможет меня погубить".

Вызывающая страх мысль
"Я отдан на растерзание экзаменатору

Рациональные спасительные мысли
"Экзаменатор волен судить о моих знаниях, но не может – о моей личности. Он не принимает решения о моем месте в жизни. Я сделаю все возможное, чтобы получить это место. Если это и не получится, то ничего не изменится в оценке меня как человека".

Вызывающая страх мысль
"Экзаменаторы несправедливы и некорректны".

Рациональные спасительные мысли
"Я не могу знать, как экзаменаторы будут вести себя по отношению ко мне. Даже если кто-то говорит, что они некорректны и несправедливы. Они могут ошибаться. Возможно те, кто о них так говорит, не очень хорошо подготовились к экзамену. Их спрашивали как раз то, что они не учили. Поэтому они утверждают, что экзаменаторы несправедливы. Экзаменаторы должны принимать справедливые решения. Поэтому вряд ли хоть один экзаменатор решит в открытую принимать сомнительные решения".

Вызывающая страх мысль
"Я полностью в руках экзаменатора".

Рациональные спасительные мысли
"Я не нахожусь полностью в руках экзаменатора. Он определяет только мою оценку, и тут я тоже могу сказать свое слово, но он не определяет всю мою жизнь. Он такой же человек, как и я. Я могу влиять на его оценку через свои знания".

Вызывающие страх мысли относительно неудач

Вызывающая страх мысль
Если я не выдержу экзамен, то я не смогу достичь своей цели. Тогда конец".

Рациональные спасительные мысли
"Если я не выдержу экзамен, то у меня есть возможность сделать вторую попытку. Если я не сдам экзамен и со второго захода, жизнь моя все равно будет продолжаться. Я могу сделать другой выбор. До этого момента я достаточно успешно шел по своему пути. Маловероятно, что я не выдержу экзамен. Поэтому я концентрируюсь сейчас на оптимальной подготовке".

Вызывающая страх мысль
"Если я не сдам экзамен, то я окажусь на обочине".

Рациональные спасительные мысли
"Несданный экзамен не приведет меня на обочину. Это решаю я сам. Имеется еще много возможностей направить свою жизнь. Другие люди, не выбравшие ту цель, которую поставил себе я, не оказались в нищете".

Вызывающая страх мысль
"Если я не получу этого места, то конец".

Рациональные спасительные мысли
"Конечно, было бы жаль, если бы я не получил этого места. Но с этим можно жить и дальше. При получении места играют роль факторы, и не зависящие от меня. Я могу попытаться найти другое место".

Вызывающая страх мысль
"Если я не сдам экзамен на очень хорошую оценку, то у меня не будет особой перспективы".

Рациональные спасительные мысли
"Может быть, действительно, будет трудно найти работу, если не очень успешно сдашь экзамен. Но не только оценки решают вопрос приема на работу. Личные впечатления, представления и другие факторы также играют важную роль".
Вызывающие страх мысли относительно позора

Вызывающие страх мысли
"Все будут считать меня неудачником и смеяться надо мной.

Рациональные спасительные мысли
"Я не знаю, что другие обо мне думают и как они будут реагировать. Возможно, что тот или иной человек будет считать меня неудачником и посмеиваться надо мной. Это было бы неприятно, но я бы смог это вынести и с этим жить. Я знаю, что несданный экзамен еще никого не сделал неудачником. Все, что можно было бы объективно сказать, так это то, что я не сдал экзамен. Возможно, провал на экзамене не отразится негативно на моей судьбе.

Вызывающие страх мысли
"Мои родители будут меня упрекать. Они будут бесконечно разочарованы во мне".

Рациональные спасительные мысли
"Я не знаю, как мои родители будут реагировать. Даже в случае упреков с их стороны, что, конечно, неприятно, я вынесу все. Провал на экзамене — это случайность. Ведь я делаю все зависящее от меня. И если родители этого не видят, то я не могу ничего поделать. Важнее то, что я не упрекаю сам себя. Я тоже был бы разочарован, если бы провалился на экзамене. Но если мои родители не смогли бы это понять, то это были бы их проблемы".

Вызывающая страх мысль
"Если я не получу этого места, то меня будут считать неспособным и откажут в дружбе".

Рациональные спасительные мысли
"Во-первых, я не знаю, получу я это место или нет. Во-вторых, как мои друзья будут ко мне относиться, это мы еще посмотрим. Если бы это действительно так случилось, я должен был бы отказаться от таких друзей. Они оставляют друга, когда он больше всего в них нуждается. Для меня дружба не зависит от успехов".

Вызывающие страх мысли относительно самооценки

Вызывающие страх мысли
"Если я провалюсь, то я неудачник. Если мне откажут, то я неудачник".

Рациональные спасительные мысли
"Это большое преувеличение. Объективно говоря, я всего лишь не выдержал экзамен. Это никак не характеризует мою личность, когда обо мне говорят, что меня постигла неудача. Человек потерпел неудачу один раз в жизни. Но впереди еще могут быть подобные ситуации. Единственные люди, которые не терпят неудачу, — это мертвые люди.
Жить — означает делать ошибки. У меня есть сильные и слабые стороны. Я пережил ситуации, с которыми я справлялся сходу, и такие, над которыми надо было посидеть. Я прилагаю максимум усилий и это все, что я могу сейчас сделать".

Вызывающие страх мысли
"Я не смог бы себе простить, если бы я провалился. Я не смог бы себе простить, если бы не справился при собеседовании".

Рациональные спасительные мысли
"Лучше простить себе любую ошибку, которую хотел бы себе простить, чем годами упрекать себя в каждой ошибке. Это зависит от меня. Я знаю, что делать ошибки свойственно каждому человеку. Я сделал все от меня зависящее. Вместо того, чтобы упрекать себя, я подумаю, как было бы лучше поступить в другой раз в подобной ситуации".

Вызывающие страх мысли относительно успешной сдачи экзаменов

Вызывающие страх мысли
"Если я сдам экзамен, то отныне я всегда должен быть на высоте. С этим мне не справиться".

Рациональные спасительные мысли
"Успех на экзамене не означает, что отныне и во веки веков надо обязательно блистать умом. Я не знаю, чего будут ожидать от меня другие, Я также не знаю, смогу ли я соответствовать ожиданиям. С уверенностью я знаю, что сам буду либо осуждать, либо принимать себя. За хорошие успехи я буду себя хвалить, а плохие — рассматривать как необходимость приложить еще большие старания".

Вызывающая страх мысль
"Другие будут ждать от меня большего, чем раньше, а я не смогу оправдать их ожидания".

Рациональные спасительные мысли
"Я не знаю, будут ли другие предъявлять ко мне большие, чем прежде, требования, и смогу я их выполнить или нет. Мне не поможет, если я буду об этом слишком много размышлять. Время покажет. Если я этого и не смогу выполнить, жизнь — продолжается. Каждый человек имеет право на ошибку. Я же не для того живу, чтобы соответствовать ожиданиям других".

Вызывающая страх мысль
"Я не знаю, что будет после экзамена".

Рациональные спасительные мысли
"Когда кто-либо достигает своей цели, у него затем наступает период неуверенности. И это нормально. Чем больше я буду пытаться понять, что меня дальше ждет, и советоваться с другими людьми, тем яснее буду видеть свое будущее".