18.05.2010

1.05.СЭ. Учиться думать

Учиться думать по-иному: как можно этого достичь и что следует принимать во внимание

Из предыдущей главы Вы узнали, что причина Ваших страхов перед экзаменами и Вашего боязливого мышления лежит в Вашей фантазии, что именно Ваши боязливые мысли являются тем, что Вас блокирует, тормозит, приводит к физически плохому самочувствию.

Если Вы хотите избежать страха или снизить его до разумных пределов, то Вы должны прежде всего научиться по-другому думать об экзамене. Этот процесс обучения охватывает пять ступеней.

Первая ступень: теоретические соображения

Это самая простая ступень. Вы осознаете или знаете, что страх и панику у Вас вызывают определенные боязливые мысли. Вы также знаете, какими рациональными мыслями Вы можете заменить ваши иррациональные мысли, чтобы спокойнее и уравновешеннее пойти на экзамен. Теоретически все вам достаточно ясно.

Посмотрим еще раз на мысли студента М.
В. Оценка: "Конечно, я не смогу произнести ни одного слова! Если я провалюсь, то это конец! Это катастрофа! Этого я не смогу вынести!"
Итак, М. знает, что его боязливые мысли ведут с неизбежностью к тому, что он будет ощущать панический страх и что для него станет невозможным с такими негативными мыслями спокойно идти на экзамен. Итак, он вообразил, как он по-другому мог бы подумать о предстоящем экзамене, какие мысли помогли бы ему не быть таким возбужденным. Одна из возможностей — взять на вооружение мысли студента К., который не страдал страхом перед экзаменами. Это следующие мысли:

В. Оценка: "Я хорошо подготовился. Пусть приближается экзамен. Даже если я и собьюсь и моя голова окажется как бы пустой, то это НЕ КАТАСТРОФА! Экзаменаторы — тоже люди и, конечно, поймут меня. Я был бы не первым, с кем это случается. Моя блокада мыслей через некоторое время пройдет, если я пару раз глубоко вдохну и хорошо расслаблюсь. Если я экзамен и не выдержу, хотя это и было бы неприятно, но это не конец света, тогда я просто пересдам экзамен".

Господин М. знает свои вызывающие страх мысли и знает также, какие мысли, а именно господина К., ему могли бы помочь спокойней и уравновешенней идти на экзамен.

Вторая ступень: упражнения

На этой ступени речь; идет о том, что господин М. тренирует свои новые и признанные рациональными мысли. Конкретно это означает, что он постоянно проговаривает мысли студента К. Если он это делает, он сразу переходит на 3-ю ступень, которая имеет свои хитрости и на которой попытка мыслить по-другому может провалиться.

Третья ступень: противоречия между головой и желудком

Когда студента М. проговаривает мысли студента К., то он испытает чувство самообмана, он чувствует, что сам себя дурачит. Он ощущает все тот же самый страх и испытывает чувство приближения конца света, если он провалится. И в то же время он уговаривает себя, что провал на экзамене — это еще не мировая катастрофа.

Совершенно очевидно, что это глупая, но совершенно неизбежная ситуация, если Вы собираетесь научиться справляться с Вашими страхами перед экзаменами. Вы не сможете пройти мимо этого конфликта "между головой и желудком", если хотите изменить Ваши вредные установки и в нужный момент мыслить по-другому. Вы должны обязательно пройти эту ступень! С этим конфликтом Вы должны прожить определенное время. Если вы это сделаете, то вы переходите на 4-ю ступень.

Когда пациенты в терапии находятся на этой ступени переобучения, то мы тратим много времени на то, чтобы говорить с ними об этом конфликте. Многие люди думают, что глупо себе что-либо внушать, они считают, что приемлемы только те вещи, с которыми они согласны внутренне. Прислушиваться к своему разуму — это слишком тяжелая ноша.

Если Вы такого же мнения, то подумайте вот о чем: вам приходилось хоть раз ездить по Англии на автомашине? Когда Вы едете по левой стороне, то первое время не можете избавиться от чувства, что Вы находитесь на неправильной стороне дороги, хотя умом понимаете, что делаете все абсолютно верно! Таким образом, голова и чувства расходятся во мнении. Следовательно, если вы хотите ездить на автомобиле, Вам просто жизненно необходимо будет прислушаться к голосу разума, который говорит вам, что правильно ехать соблюдая Правила движения, и должны игнорировать чувство, которое подсказывает вам: "Поезжай как хочешь!" Никому бы не пришла в голову идея говорить, что это слишком большая нагрузка для головы и вообще глупо прислушиваться к своему разуму. Наоборот!

В определенных ситуациях необходимо прислушиваться к своему разуму и не принимать в расчет свои чувства. Соблюдение правил — это привычка. От нее можно избавиться и заменить новой, если изменить ее совершенно осознанно, приняв при этом, что первое время будут не вполне приятные ощущения. Нечто похожее происходит и с возникновением во время экзаменов большого волнения, отчего вы чувствуете себя дурак-дураком. Вы можете избавиться от этой привычки, только если готовы некоторое время считаться с ощущением, что Вы себе что-то внушаете, а Ваши чувства еще не могут этого принять.

Четвертая ступень: голова и чувства вступают в согласие

Вы справились. Поздравляю Вас. Искренние, самые добрые, сердечные Вам поздравления и пожелания. Вы чувствуете себя так, как вы думаете. У Вас больше нет ощущения, что Вы себе что-то внушаете и себя обманываете. Вы говорите, что это не конец света, если вы провалились на экзамене, и ваши чувства с этим согласны. Ваш панический страх пропал, и Вы чувствуете себя спокойнее, и Ваше тело расслабленно. Это означает, что следует подниматься на последнюю ступень.

Пятая ступень: новая привычка

Этой ступени Вы достигаете, если продолжаете тренировать новые рациональные мысли, пока они не переходят в Ваши плоть и кровь.

Каждый человек должен пройти эти пять ступеней, если он хочет изменить привычный способ мышления, чувствования и поведения.